26-27 апреля состоялось второе Дополнительное совещание по человеческому измерению в рамках ОБСЕ. Совещание прошло в онлайн-режиме и было организовано Шведским председательством ОБСЕ и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Второе Дополнительное совещание по человеческому измерению 2021 года стало платформой для обмена мнениями о демократическом законотворчестве, а также о том, как государства-участники ОБСЕ могут обеспечить соответствие своих законов международным стандартам в области прав человека. Оно включала три рабочих сессии, каждая из которых посвящена отдельной тематике.
Первое рабочее заседание было посвящено открытому и инклюзивному законотворчеству. Ключевые темы для обсуждения включали верховенство закона как основополагающий принцип демократического законотворчества, важность прозрачных законодательных процессов для противодействия коррупции и разработку законодательства, учитывающего гендерные аспекты.
Вторая сессия была посвящена последним тенденциям в законотворчестве, внимательному рассмотрению проблем и возможностей, а также элементам, необходимым для хорошей законотворческой среды. Участники также обсудили законодательство во время кризиса с упором на продолжающуюся пандемию COVID-19.
Третья сессия была посвящена содержательному участию общественности в законотворческом процессе. Участники также обсудили потенциал цифровых инструментов для продвижения консультативного законотворчества, помогая повысить доверие общества к демократическому процессу принятия решений.
Особенно актуально для Эстонии стало заявление директора-секретаря Венецианской комиссии, госпожи Симоны Граната-Мангини, которая сказала, что законы обязательно должны приниматься с учетом заинтересованных групп. Как мы знаем, законы, касающиеся русского национального меньшинства, принимаются у нас в стране без учета мнения представителей этого меньшинства. Зачастую эти законы принимаются даже во вред проживающим в Эстонии русским (Закон о гражданстве, Закон о языке, Закон об основной школе и гимназии и т.д.). Участники совещания осудили практику неинклюзивного законотворчества в любом ее виде.