10 декабря 2020 года состоялась онлайн-конференция Рабочей группы по вопросам образования Федералистского союза европейских национальных меньшинств (ФСЕНМ/FUEN). На мероприятии был представлен анализ опроса о возможности получения образования на языках национальных меньшинств в странах Европы, а также представлены доклады о ситуации на местах.
В опросе приняли участие представители 54 автохтонных национальных меньшинств их 30 стран Европы, в том числе русские из Эстонии. Результаты опроса показали, что ситуация везде разная. И более благополучная она в странах Западной Европы. Эстония на этом фоне выглядит не самым лучшим образом. Так, например, треть национальных меньшинств имеют возможность учиться на родном языке даже в университетах. Также благополучней ситуация со школами. Если же учесть планы правительства Эстонии тотальной эстонизации образования вплоть до детских садов к 2035 году, то можно сказать, что мы здесь в первой пятёрке, вместе с Латвией, и стремящейся к нам Украине.
С докладом о ситуации с правом на образование национальных меньшинств в Эстонии выступил председатель правления НКО «Русская школа Эстонии» Мстислав Русаков. В своём докладе он отметил, что в Эстонии идёт постепенная ликвидация образования на русском языке. Сначала были ликвидированы русские группы в государственных вузах, потом частные вузы на русском языке. С 2007 по 2012 год прошла эстонизация гимназий. Сейчас эстонизируется уже и основная школа. И для окончательного решения «русского вопроса» в этом году была принята правительственная программа «по защите эстонского языка», которая предусматривает полную ликвидацию русского образования в Эстонии вплоть до детских садов.
Защита прав в судебных органах также оставляет желать много лучшего. Если раньше эстонские суды, по крайней мере, не отрицали, что у национальных меньшинств есть права, то последний судебный процесс в защиту русской школы в Кейла показал, что сейчас позиция эстонских судов такова, что права национальных меньшинств в Эстонии не могут быть нарушены, потому что у национальных меньшинств в Эстонии нет никаких прав. Нельзя нарушить то, чего нет.
Доклад Мстислава Русакова вызвал удивление и сочувствие участников конференции.