По итогам встречи представителей НКО Русская Школа Эстонии с советником министерства Культуры ЭР Анне-Ли Рейнма и специалистом министерства Образования и Науки ЭР Виаиан Йыеметс.
Вивиан представилась, как специалист, курирующий всю сферу образования на «неэстонском» языке и сделала нам экскурсию по той части здания Суперминистерства, которая относится к министерству Образования и Науки.
По итогам беседы могу сделать вывод, что представление о школах национальных меньшинств у чиновников не совсем в соответсвии с международными нормами. Кое-что знают, что-то слышали и понимают, но имеют своё, другое мнение.
Из позитивного, в министерстве образования считают, что в Эстонии латвийский подход — «все школы на одном языке» не годится. Он невыполним и слишком конфликтен.
Ещё позитивного. Наше министерство образования заключило договор с российским институтом им. Герцена о сотрудничестве в области логопедии. К нам, возможно, в скором времени приедут специалисты, которые будут обучать в ВУЗах логопедов для русскоязычных детей.
Вивиан и Анне-Ли интересовались, какого наше видение идеальной школы национальных меньшинств.
Мы также много говорили об опыте школ национальных меньшинств в других европейских странах. Они делали вид, что впервые слышат, что в Европе принято соблюдать права национальных меньшинств.
На вопрос о ходатайствах 3 русских гимназий о русском языке обучения чиновница развела руки и сказала, что вопрос решён и на ее взгляд, 100% на русском языке в гимназии это нереально! (Потому что, по её данным, какие-то ученики сдали в нашей гимназии в 6 классе уровневую работу по эстонскому языку на всего на 60%)
Вопросу изучения эстонского языка на встрече было уделено очень много времени, так как все аргументы стороны правительства сводились к изучению эстонского языка. Вивиан сказала, что министерство чуть ли не круглосуточно решает этот вопрос улучшения преподавания эстонского языка в русских школах, но никак не могут его решить.
Меня задела фраза, брошенная ей — мы (работники министерства) постоянно собираемся за круглым столом, чтобы обсудить вопрос русских школ. Я спросила, а представителей от русских школ вы зовёте в обсуждение?
Оказалось, что нет.
Мы предложили, что подход, при котором все вопросы решаются без участия тех людей, в отношении кого принимаются решения не идёт на решение вопроса, не идёт на пользу стране и улучшение ситуации, а наоборот, несёт непонимание и недоверие.
Не знаю, были ли мы услышаны. Но сказали мы практически все, что хотели.